AK ([info]apparent) wrote,
@ 2006-03-01 22:33:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:lj life

ЖЖ-неврозы
Каким-то ненароком написалась некоторая приблизительная классификация специфических ЖЖшных неврозов, которые я наблюдаю в процессе путешествие по разным журналам. Понятно, что практически в любом журнале, так или иначе, проявляются специфические особенности его хозяина/автора. Такие вещи, как истеричность, параноидальность, шизоидность и т. п. – всё это в большей или меньшей степени проглядывает сквозь посты и комментарии. Но я в данном случае сосредотачиваюсь на таких видах «странностей» (условно названных мною неврозами), которые проявляются именно в процессе «ЖЖизни», во взаимодействии «лжеюзеров». Безусловно, все эти особенности могу иметь место не только в ЖЖ, но и в других блогерских сообществах. Просто, ЖЖ – наиболее известное мне и, в то же время, наиболее широкое поле наблюдения, поэтому я употребляю буквосочетание «ЖЖ-невроз». Итак, вот несколько вариантов.


1. Невроз комментирования. Юзер считает своим долгом поучаствовать в каждой маломальски значительной дискуссии и высказать своё единственное и неповторимое мнение. Он вступает в длинные препирательства сразу во многих тредах, пытаясь что-то доказать, но на самом деле – не важно что. Такое навязчивое комментирование может быть направлено на какую-нибудь более-менее узкую область, например, политику, религию, но это не обязательно, встречаются юзеры, готовые препираться на любую тему. Конструктивного смысла у таких споров в подавляющем большинстве случаев никакого, это либо просто убийство времени/развлечение, либо способ самутверждения и подпитки чувства собственной важности. В любом значительном «скандале» по моим наблюдениям то 50 до 70% комментариев – это переливание из пустого в порожнего с лиричесими отступлениями (либо на тему того, какой мудак мой оппонент, либо о том, куда катиться мир вообще и Россия в частности).
2. Невроз популярности. Юзер очень хочет много френдов. Ну, или хотя бы, чтоб о нём говорили/писали. Способы реализации такого желания могут быть разные – от безобидных до вполне разрушительных. Кто-то лезет с комментариями в каждую заметную щель. В отличие от первого случая, он не столько стремится что-то доказать или отстоять какую-то точку зрения, сколько просто засветиться, быть замеченным. Кто-то вступает в кучу сообществ и постит туда если не откровенный оффтопик, то, что-нибудь не слишком важное и интересное, но обращающее на себя внимание. Такие юзеры горазды на провокации, конечно же. Им нравится всеобщее внимание. Если они делают какую-то пакость и даже понимают, что делаю именно её, они навряд ли признаются в этом и будут представлять себя как пострадаших за правое дело, невинно оклеветанных и т. п. То, что их высказывания и поступки (если можно говорить о поступках в среде интернета вообще) противоречивы – не важно, им в конечном итоге это только на руку, потому что каждый разумный их в этом уличит – оп, и они получат лишнее упоминание.
3. Скандальный невроз. Юзер обожает скандалы. Он ищет, где кто на кого и как наехал, он сам ввязывается в самые различные склоки, вскрывает подноготную, публикует переписку, доказывает кто прав, кто виноват, долго и со смаком обсуждает те или иные детали. Он первый затрубит о нарушении своих или чьих-то ещё прав и кинется восстанавливать «справедливость». Его увлекает сам процесс выяснения отношений, он заворожено следит за искрами, которые сыпятся при столкновении оппонентов лбами и сам готов эти искры высекать.
4. Невроз поиска врагов. «Кругом враги, кругом измена». Это довольно скучный вариант невроза связанный, конечно же, с высоким уровнем паранойи. Враги могут быть самые разные – проклятые американцы, евреи, атеисты, христиане, либералы, консерваторы, фашисты, коммунисты ect.
5. Невроз поиска уродов. Близко к предыдущему. Но в данном случае идёт поиск не врагов, с которыми надо сражаться, но уродов, над которыми можно издеваться и которых можно обстебать. А потом, желательно, уничтожить. Это очень хороший способ опять-таки подпитать ЧСВ и почувствовать, насколько ты крут в сравнении с массой убогих умом и духом. Ну, и телом иногда – это тоже вариант. Учреждаются целые сообщества, посвящённые поискам уродов в той или иной области (ну, например, в науке).
6. Невроз загадочности или «Ни слова в простоте». Это не слишком распространённый, но, тем не менее, периодически встречающийся невроз. Такой юзер пишет загадочные непонятно-о-чём посты и такие же комментарии. Если его не понимают – он, скорее, радуется, чем огорчается. Его «дискурс», как правило, претендует на «элитность» и то, что неясно, о чём он, только подтверждает эту элитность: «вам не дано понять». Иногда такого рода журналы бывают небезынтересны, но временами, за вычурной формой не удаётся обнаружить никакого содержания. Тем не менее, общая загадочность привлекает к себе внимание, по крайней мере на некоторое время.
7. Невроз интернет-флэшмобов. Собственно, к флэшмобам в изначальном смысле этого слова все столпотворения лжеюзеров отношения, по моему мнению, не имеют, я об этом как-то уже писал, но, коль скоро, это слово к ним применяется, назову так. Юзер тянется в ту сторону, куда тянется большинство. Это может быть именно «флэшмоб» - 5000 комментариев к произвольно выбранному посту за сутки и тому подобное. Это может быть очередная «ЖЖ-зараза» - задайте мне пять вопросов, я отвечу и задам каждому свои. Это могут быть бесконечные «преведы» или постоянное использование в комментариях «кг/ам», призывов «выпить йаду» ect. В этой разновидности неврозов важно то, что юзер периодически подхватывает очередную волну и навязчиво следует ей. Стоит оговориться, что подавляющее большинство временами участвует в том или ином столпотворении. Про «невроз» стоит говорить, когда журнал практически только из отголосков этих столпотворений и состоит – такое вполне бывает.

Ну, пока хватит. Чего-нибудь ещё забыл, наверняка. Напоминайте.
Пока писал – в голове зароились мысли о специфики отношений «реальности» и «ЖЖизни». Это тема для отдельного поста, по крайней мере. Если интересно, как-нибудь напишу.


Возражения, замечания и дополнения весьма приветствуются.




(57 comments) - (Post a new comment)


[info]gloria_mundi_
2006-03-01 07:52 pm UTC (link)
ууу... как я оказывается отстал от жизни...

не смотря на то, что некоторые "нервозы" встречаются и в моей скромной френд-ленте... добавить что-то сложно...

у себя могу заметить только нервоз загадочности... ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]heiheneikko
2006-03-01 08:06 pm UTC (link)
вот и у меня ощущение, что на мне шапка горит - насчёт невроза загадочности. =))) пошла упрощать мысли.

(Reply to this) (Parent)


[info]temporal_
2006-03-01 09:22 pm UTC (link)
поделимся этим неврозом по-братски :)

[боже, у меня, похоже,
невроз комментатора]

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]apparent, 2006-03-01 09:39 pm UTC
(no subject) - [info]gloria_mundi_, 2006-03-02 07:37 am UTC

[info]apparent
2006-03-01 09:44 pm UTC (link)
а жизнь идёт, н-да
но то, что встречается - это хорошо, значит, жизнь таки не проходит стороной %)

(Reply to this) (Parent)


[info]isca_lox
2006-03-01 08:19 pm UTC (link)
Шла читать с уверенностью, что найду у себя все. Ничего не нашал. Разве что флэшмобность, и то в легкой форме. Как обидно...

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-01 08:59 pm UTC (link)
ну, извиняйте.
я чё-нить ещё придумаю, постараюсь ;)

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]stb1981, 2006-03-07 03:38 pm UTC

[info]pavloid
2006-03-01 08:26 pm UTC (link)
Очень хорошо. Естественно, есть и еще, но я подумаю над этим. :)
У себя обнаружил один невроз. Стыдно. :)

(Reply to this) (Thread)


[info]pavloid
2006-03-01 09:00 pm UTC (link)
Ой, нет, я передумал. :)
Нет у меня неврозов из этих вышеперечисленных. Такое непостоянство - это тоже невроз? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]apparent, 2006-03-01 09:24 pm UTC
(no subject) - [info]pavloid, 2006-03-01 09:38 pm UTC
(no subject) - [info]apparent, 2006-03-01 09:47 pm UTC

[info]soulga
2006-03-01 08:26 pm UTC (link)
Конспект докторской?
А когда бы развить вот эту мысль "(если можно говорить о поступках в среде интернета вообще)", то ... можно одновременно получить степень и по психологии, и по философии, пожалуй. А?

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-01 08:58 pm UTC (link)
ага, меня тоже эта мысль вообще заинтересовала. надо будет подумать, конечно.
но на докторску пока не тянет ни фига ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]rijfox
2006-03-01 09:06 pm UTC (link)
интересно. Имеет место быть. но к счастью не у меня=) у себя ни одного не нашла=)

(Reply to this)


[info]chachalava
2006-03-01 11:34 pm UTC (link)
а тебе не кажется, что ЖЖ тебя засосал слишком серьезно?
рассуждать в ЖЖ о ЖЖ на мой взгляд это перебор

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-02 07:21 am UTC (link)
не кажется, в общем )
я о ЖЖ периодически чего-то пишу уже давно, только менее пространно обычно. по-моему, это вполне нормально - рефлексия по поводу "среды" в которой ты так или иначе присутствуешь.

(Reply to this) (Parent)


[info]allchaos
2006-03-02 07:14 am UTC (link)
Еще мудаков до черта. Их то куда классифицировать?

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-02 07:24 am UTC (link)
до чёрта, точно.
для мудаков - отдельные классификации должны быть, но составлять их довольно скучно. ну, нафиг - пускай будут просто мудаки.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]panikovskiy13, 2006-03-02 08:02 am UTC
(no subject) - [info]apparent, 2006-03-02 08:20 am UTC

[info]gloria_mundi_
2006-03-02 07:40 am UTC (link)
btw у всех кто выше и ниже присутствует Невроз комментирования! ;))

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-02 08:21 am UTC (link)
естественно. все, кто написал в ЖЖ больше одного коммента - невротики ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]ex_zorgg254
2006-03-02 06:19 pm UTC (link)
А если кому-то одним постом удалось полностью покрыть не только всех пользователей ЖЖ, но и значительную часть оффлайнового населения, это какой невроз? :P

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-02 08:41 pm UTC (link)
это синдром генерализации, конечно же.
что, в принципе, может также ассоциироваться с шизоидностью.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]ex_zorgg254, 2006-03-02 08:46 pm UTC
(no subject) - [info]apparent, 2006-03-02 09:35 pm UTC

[info]ployd_z
2006-03-03 08:14 am UTC (link)
Эх, были бы примеры в тексте...

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-03 08:33 am UTC (link)
примеров я не приводил из соображений политкорректности.
не люблю ставить диагнозы, тем более - прилюдно ;)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]ployd_z, 2006-03-03 08:41 am UTC
(no subject) - [info]apparent, 2006-03-03 08:47 am UTC

[info]sivilla
2006-03-03 09:18 am UTC (link)
Доктор, а о чем говорит тот факт, что я не страдаю ни одним из вышеперечисленных неврозов? :)

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-03 09:21 am UTC (link)
это говорит о неполноте списка ;)
как говорила одна моя знакомая на утверждение "у меня нет проблем!" - "ти это твоя первая проблема" ;)
на самом деле, конечно - и хорошо, что нет. можно вообще-то и без неврозов как-нибудь, по крайней мере в интернете.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]sivilla, 2006-03-03 09:37 am UTC
(no subject) - [info]apparent, 2006-03-03 09:50 am UTC
(no subject) - [info]sivilla, 2006-03-03 10:12 am UTC

[info]vredin
2006-03-03 10:23 am UTC (link)
есть еще невроз суммирования: человек пытается отформализировать все, что вокруг него происходит - ЖЖ жизнь, привычки, неврозы ;)
пршу в этом посту меня причислить к 1-му и 2-неврозам с некоторыми поправками ессно :)

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-03 10:53 am UTC (link)
ну, невроз классификации - это конечно. взять хотя б этот пост. ;)
но, насколько я могу видеть, это не специфически ЖЖшное. люди вообще любят классификации - везде.

(Reply to this) (Parent)


[info]aximas
2006-03-03 03:42 pm UTC (link)
уу) нашёл части себя в двух из)

(Reply to this)


[info]mkosta94
2006-03-03 05:53 pm UTC (link)
лезу с комментарием в едва заметную щель

(Reply to this)


[info]attract_ann
2006-03-03 06:00 pm UTC (link)
хм...задумалась...ии...
в мемориз =)

(Reply to this)


[info]percik
2006-03-03 07:17 pm UTC (link)
ГЫ :) недавно забанила одну такую с первым вариантом невроза:)

(Reply to this)


[info]iofik
2006-03-04 01:44 am UTC (link)
Из перечисленного ничего у себя не нашел. Но неврозы-то наверняка есть, надо их просто сформулировать... Например, "Невроз перманентного свертывания собственного ЖЖ", мне бы подошел :)
Я бы еще выделил невроз "ЖЖ-вуаеризма" - знаю кучу людей, которые ЖЖ заводят только ради того, чтобы постоянно читать других людей. При этом не имеют ни одного поста в собственном журнале. И абсолютно не жаждут вести жж.
Еще невроз "ЖЖ-поноса" (понимаю, что на самом деле он должен называться иначе, исходя из субъекта). Но как читатель френд-ленты, название сформулировал с т.з. объекта. По простому - когда человек начинает писать в журнал все подряд, не взирая на отсутствие комментов и резко угасающее желание вчитываться в посты со стороны френдов (10-20 постов в день типа "поел, теперь непреодолимо тянет спать").

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-04 09:45 am UTC (link)
о, спасибо - про "ЖЖ-понос" - это я забыл, есть такое дело.
с вуаеризмом сложнее, это не всегда невротическое. я, например, знаю юзеров, которые осознанно ничего не пишут и не хотят, а ЖЖ заводят себе для удобства чтения - это вполне здоровый вариант ;)

а "свёртывание" - это имеются виду регулярные самоубийства ЖЖ?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]iofik, 2006-03-05 12:57 pm UTC

[info]indiv_i_dual
2006-03-04 02:30 am UTC (link)
1. От первого практически излечился
2. Никогда не страдал
3. Никогда не страдал
4. Никогда не страдал
5. Никогда не страдал
6. Скорее нет чем да...
7. В очень незначительной степени

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-04 09:50 am UTC (link)
ну, и как, хорошо без неврозов живется?
или у Вас какой-нибудь свой, индивидаульный? ;))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]indiv_i_dual, 2006-03-05 10:36 pm UTC

[info]maskodagama
2006-03-04 08:15 am UTC (link)
ох...все верно, но имхо, здесь, как у фрейда, есть две главные темы - Невроз комментирования и Невроз популярности. а все остальное из этого вырастает...
но расписано грамотно, спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-04 09:42 am UTC (link)
ага, у меня тоже такая мысль была, согласен.
вернее, так: движущих сил у этих неврозов две - а) желание популярности/известности и б) самоутверждение. примерно так, наверное.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]maskodagama, 2006-03-04 09:46 am UTC

[info]ma79
2006-03-04 08:43 am UTC (link)
И только совокупность всех неврозов создают полноценную личность...

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-04 09:46 am UTC (link)
естественно, так оно и бывает, конечно.

(Reply to this) (Parent)


[info]gershshpraihler
2006-03-11 11:26 am UTC (link)
да, несомненно шестое.

а где невроз иксгибиционизма, выставление напоказ, на волнующий показ своей тонкой нервной организации?

(Reply to this) (Thread)


[info]apparent
2006-03-11 09:04 pm UTC (link)
да, шестое есть ;)

невроз тонкой натуры - забыл, каюсь. надо будет дописать, спасибо.

(Reply to this) (Parent)


(57 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…